1. Человек перестаёт видеть причину и следствие.
Анекдот. Человек хотел сделать поделку из дубового сука. Он залез на дуб, сел на край этого сука и стал его отпиливать от дерева. Внизу проходил другой человек и говорит ему: "Что ты делаешь? Ты же упадёшь!" Он отвечает: "Ты что, меня критикуешь? Иди давай!" Отпиливает сук, падает на землю, чешет голову и говорит: "Наверное, тот под руку сказал". Почему этот человек не видел? Потому что ему нужен был сук. Он не видел причины и следствия. А второй почему видел? Его сук не интересовал, видение у него было шире, он говорит: "Ты сейчас это отрежешь и упадешь". А человек говорит: "Нет-нет, всё будет нормальн".
2. Проявляется неблагодарность.
Классика: родители и дети. Родители и я. Вот я такой умный, рассказываю хорошие вещи: это я такой молодец, да ведь? А кто же ещё? Разве нет? Так. А кто тебя родил? Кто кормил? Кто одевал? Кто тебе эти умные вещи рассказывал? Нет-нет, я такой сам умный. Замечаете? Я говорю: я особый. Но откуда ты это взял? Не знаю, я всегда был особым, я родился таким. Вот прям такой, как сейчас, сразу и родился, в рубашке, в штанах. То есть я неблагодарный, я не замечаю, я не говорю спасибо ни своим родителям, ни учителям. И чем больше у человека сужено сознание, тем меньше он благодарит. Дети рождаются такими, поэтому их приходится обучать: "Скажи тетеньке спасибо. Потому что они не понимают, сознание узкое. Но у взрослого сознание ведь должно быть шире?
3. Человек теряет разум. Эта особенность связана с тем, что человек не видит причины и следствия. Человек пьёт какую-нибудь дрянь, и он не понимает, что потом будет. Он искренне не понимает. Потому что как он будет понимать? У него же видение-то маленькое. Человеку очень хочется, из-за этого нет возможности размышлять. "Нельзя, но если очень хочется, то можно". Таким становится наш разум.
4. Человек становится черствым.
Если человеку плохо, я могу сочувствовать. Ему плохо, надо помочь, что-то сделать, потому что я ощущаю его боль. А теперь представьте, что вы не воспринимаете боль этого человека. Вам всё равно. Все дурные качества: украсть, убить, оскорбить - рождаются из-за того, что человек не воспринимает, что другой – тоже живой. Одного боевика спросил корреспондент: "Что вы чувствуете, когда убиваете людей?" И он ответил: "Я ничего не чувствую. А как я буду стрелять-то, если я буду чувствовать?" Есть, конечно, ещё ниже уровень - это когда человеку нравится причинять боль. Он становится настолько узким в своём сознании, что испытывает радость от чьей-то боли.
У меня в детстве был случай. Мой друг - нам было лет по семь, ещё не пошли в школу, советские времена, 80-е годы - приносит 120 рублей. У меня мама зарабатывала 120 рублей в месяц. А он принёс эти фиолетовые 25-рублёвые бумажки. И мы пошли гулять. Купили газировки, ещё чего-то, и всё было здорово. "А где ты взял?" - "А там... взял". А на следующий день я пришёл в садик, и смотрю - наша воспитательница убита горем, депрессия, у неё украли зарплату. Вот как можно, чувствуя боль человека, взять у неё что-то? Для этого надо не чувствовать. Для этого надо быть сосредоточенным на своих желаниях. Очень надо мне, а каково другим... Поэтому чем больше человек развивает в себе каму, тем больше сердце становится чёрствым.
5. Человек начинает абсолютизировать свой опыт. Он видит только свою ладонь. Что не вижу, того нет. Чем не интересуюсь, то просто глупость. У меня вот ладонь есть. И для меня это единственное, что существует, я специалист, и я могу теперь - ведь это абсолютное знание - с полным правом всех учить. Ведь я-то разбираюсь, у меня-то опыт есть, мой-то опыт - вот он, сейчас объясню всем, как надо жить. И это, конечно же, укрепляет то, что мы назвали гордостью, ложным эго. Ложное эго означает понимание себя, не имея полного понимания себя. Узкое понимание себя.
Олег Сунцов.